Н-СИТИ: Рабочие лошадки



31.07.2014
Сегодня мы не представляем себе жизнь без транспорта: машины, мотоциклы, велосипеды. Но еще каких-то 50 лет назад о такой роскоши как сегодня – вышел из подъезда дома и сел в припаркованный автомобиль – не могло идти и речи. На помощь приезжал общественный транспорт.

На скамейке за бортом

Первый общественный пассажирский транспорт в поселке Ворошиловском появился в январе 1949 года. Это была обычная грузовая машина со скамьями и тентом. Маршрут движения — от памятника И.В.Сталину у магазина № 2 до 95 пикета.

Памятник И.В.Сталину, а вместе с ним и одноименное название площади, были поменяны на ленинскую атрибутику. До сих пор «круг» у первой школы  - площадь имени В.И.Ленина. Магазин № 2 до сих пор именуется «Второй», хоть и принадлежит частной архангельской торговой фирме – сохранилась историческая преемственность. А вот 95 пикет известен уже не многим. Это полустанок на железнодорожной ветке, идущей от станции Исакогорка в сторону Архангельского ЦБК.

Расписание у первого общественного пассажирского транспорта в те годы не было. Чаще всего люди добирались до 95 пикета пешком.

Автобусный парк

В 1957 году Ворошиловский был переименован в поселок Первомайский Исакогорского района города Архангельска. Это определило то, что нумерация маршрутов автобусов соответствовала принятой в Архангельске.

Первый городской маршрут — № 6 следовал по линии «Центральная вахта — Третья очередь АЦБК», и пролегал по основным городским улицам. На нем использовались автобусы ПАЗ-652, затем ПАЗ-672, а еще позже — ЛиАЗ-677.

Еще одним городским маршрутом был — «Центральная вахта — 32 квартал», носивший порядковый номер 6а. Потом его сменили на «Центральная вахта — магазин «Детский мир». Маршрут № 5:  «Берег — Аптека»; маршрут № 5а: «Центральная вахта — 32 квартал — 3 очередь АЦБК».

В 1967 году впервые появилось автобусное сообщение с правым берегом Северной Двины — был открыт маршрут № 109 «Архбум — Поморская» (впоследствии «Архбум — М. Р. Вокзал»). Также был введен маршрут № 140 «Архбум — Аэропорт». Несколько месяцев просуществовал маршрут № 203 «Архбум — Северодвинск», закрытый по режимным соображениям.

Пассажиров на этих маршрутах перевозили с 1972 году, сначала на 109, а потом на 6 маршруте, первый автобус марки ЛиАЗ-677 с номером 98-82 АХЗ. В 1974 году закончил свою работу на маршруте № 6 последний из автобусов ЛиАЗ-158 с номером 04-66 АХД. Здесь же работали автобусы ЛАЗ-695е и ЛиАЗ-158, затем ЛАЗ-695м и ЛАЗ-695н. Иногда работали и ЛиАЗ-677 (чаще всего, пока еще были новыми). В аэропорт пассажиров перевозил ЛАЗ-697н. А в 1975 году для Архангельского ЦБК был закуплен первый «Икарус-256» белого цвета с бордовой «юбкой» (номер 97-03 АХК), а потом еще два новеньких импортных автобуса.

Билеты на пригородные автобусы стоил по-разному, так до Архангельска можно было ждоехать за 45 копеек, а до Аэропорта – 60 копеек. По городу можно было проехаться за  5 копеек, до Дома ветеранов и Зверосовхоза - 10, до Лесной речки - 20, до Исакогорки - 25 копеек.

По городским улицам

24 ноября 1977 года поселок городского типа Первомайский получил статус города областного подчинения и название «Новодвинск».
С образованием города изменились названия маршрутов 109 на «Новодвинск — Архангельск» и 140 на «Новодвинск — Аэропорт». Нумерация городских маршрутов также изменилась: «пятый» стал «первым», «шестой А» — «вторым», «пятый А» — «третьим», «шестой — четвертым». Позже 109 маршрут переименовали в 144, появился маршрут № 144Э «Новодвинск — Архангельск» с промежуточной остановкой только на улице Магистральной, а потом остался только 144 маршрут со стоимостью проезда, как на 144Э, но со всеми остановками.

Были введены маршруты № 141 «Новодвинск — Н. Тойнокурье», 148 «Новодвинск — Магистральная», 152 «Новодвинск — Северодвинск». Автобусы на Архангельск следовали через Зверосовхоз, Лесную речку, Исакогорку и Дамбу. С постройкой путепровода через железнодорожные пути стало возможным организовать движение на Архангельск по более короткому маршруту, минуя станцию Исакогорка и Дамбу.

С развитием дачных кооперативов в восьмидесятые годы, возникла необходимость в организации маршрутов № 145, 145у, 146, 147. Северодвинский маршрут был переименован в 552.

Для Архангельского ЦБК купили еще два «Икаруса-256» бордового цвета с белой «юбкой». А современное автотранспортное предприятие использует помимо «Икарусов» комфортабельные немецкие автобусы MAN. На большинстве пригородных маршрутах сегодня пассажиров перевозят небольшие микроавтобусы. И никто из нас уже не вспоминает про обычную грузовую машину со скамьями и тентом.

Интересный факт:
В доме 2 по улице Уборевича рядом с автобусной диспетчерской работало фотоателье - в первом подъезде на первом этаже. Фотоателье, по нынешним меркам, звучит громко, но в арендуемой квартире фотомастер мог сделать фотографию на документы. А в конце 80-х – начале 90-х годов там можно было приобрести фотокарточки с актерами кино и музыкантами. Черные минипостеры с Джеки Чаном, Брюсом Ли, Сильвестром Сталлоне, Арнольдом Шварцнегером и другими актерами импортных фильмов, которые крутились в модных в то время видеосалонах, можно было купить только здесь. По выходным в фотолавочку выстраивалась очередь подросток, которые покупали фото за 10 копеек. У меня была целая коллекция фотографий с иностранными кумирами.



автор: Антон & П. 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>