От экономиста до востоковеда-африканиста


29.12.2014
Зачем одаренным детям нужна своя школа и чему она их учит? На этот вопрос вместе с другими учениками и выпускниками Школы одаренных детей ответила новодвинка Яна Самойлова.

Только представьте: учиться даже во время каникул – в ноябре, январе, марте... Вот ученики областной очно-заочной школы для одаренных детей при Дворце детского и юношеского творчества учатся. И учатся с удовольствием...

В кабинете методиста Дворца Елены Копыловой – длинная полка с папками. На каждой аккуратно написаны направления, по которым обучаются в школе одаренных детей: физикоматематическое, химикобиологическое, социальногуманитарное. Это десятые– одиннадцатые классы. А девятиклассники изучают математику, химию и основы филологии – их направление называется общеобразовательным.

- Прежде всего дети стремятся улучшить свои знания. На основе уже изученного
материала – углубленная программа, – сказала Елена Юрьевна. – Дети занимаются в школе пятнадцать дней в году. На последней осенней сессии у нас было 319 человек.

К слову, в ШОДе, как сокращенно называют школу ученики, занимаются ребята со всей области, причем из районов больше – по словам методиста, примерно шестьдесят процентов от общего количества. В приоритете – победители и призеры региональных, всероссийских олимпиад и конференций.

«В первый день было тяжело, но со временем становилось все лучше и лучше», – прочитала я на одном из листочков, где ребята записывали свои пожелания и впечатления. Другой ученик заметил, что даже после одного занятия по химии узнал массу нового о коллоидных растворах – как выяснилось, он потом поступил в Северный государственный медицинский университет.

- А вы как думали? Учиться у нас сложно, – подчеркивает Копылова. Еще бы – приглашаются педагоги и преподаватели из САФУ, столичных вузов, ведущих архангельских школ. И результаты радуют – в минувшем учебном году из 126 выпускников 53 человека поступили в САФУ и СГМУ, четырнадцать – в вузы Москвы и тридцать четыре – Санкт-Петербурга. Среди них – знаменитые МГУ, Литературный институт имени Горького, СПБГУ, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения... Другие города тоже не исключение: Гатчина, Дубна, Сыктывкар, Киров, Калининград, Вологда, Ярославль.

Как уроки стали парами

Выпускница плесецкой школы No 1 Виктория Батыршина в этом году поступила в Высшую школу экономики и управления САФУ – на бюджет. В свое время о школе одаренных детей узнала от мамы. Идея заниматься в каникулы сначала показалась странной, но потом она решила – почему бы не попробовать? Тем более что поступить в вуз не так-то просто. В результате Вика стала учиться сначала на общеобразовательном направлении, а через год перешла на физико-математическое. И уже тогда она четко знала свою цель – учиться на экономиста.

- Решение ехать из Плесецка в другой город меня не испугало, к тому же нам предоставили жилье, – рассказала Виктория. – А вот структура ШОД сначала показалась странной – не такой, как в обычной школе. Преподаватели могли лишний раз что-то объяснить, остаться с тобой после пары и в лекции опирались не только на привычные нам учебники. А за контрольные ставили не оценки, а баллы.

По словам девушки, ей теперь намного легче привыкать к условиям университета. И к чисто студенческому сленгу она тоже привыкла давно. Если в девятом классе в школе занятия еще называли «уроками», то уже в 10-м – «парами». А отправляясь на очередные пять дней учебы, ребята говорили: едем на «сессию».

- В день могло быть по две пары физики и математики. И даже занятия в вузе кажутся в чем-то легче. А в период между сессиями, у себя в Плесецке, я решала контрольные, которые нам выдавали заранее. К счастью, у меня не было ощущения, что нас уравнивали, как будто складывали в одну корзинку – к каждому подходили индивидуально. Захотелось расти, достигать чего-то большего. Кем бы я хотела стать после окончания САФУ? Работать в банковской сфере или открыть собственное дело. Но пока я только на первом курсе, есть время подумать.

Кстати, все ЕГЭ, в том числе и по математике, Виктория сдала на пятерки – в этом она тоже видит заслугу школы одаренных детей. Ведь после сложных итоговых контрольных, которые писали в конце каждой сессии, страх перед ЕГЭ уменьшился. Она говорит, стала больше верить в свои силы. А по русскому и обществознанию даже не брала репетиторов.

- Чтобы хорошо сдать русский язык, зубрежки недостаточно. Нужно много читать хороших книг. Уже на подсознании ты запоминаешь, как пишется определенное слово. А еще у меня есть хобби, которое пригодилось в школе, – журналистика. Я стала редактором газеты. Кроме того, фотографирую, монтирую видеоролики... Знаете, ШОД очень расширяет кругозор. Например, никогда не забуду, как в девятом классе нам рассказали о тринадцати способах решения квадратных уравнений – ведь в обычной школе дают максимум три.

К Востоку – с любовью

«Наверное, самородок», – подумала я, когда узнала, что Яна Самойлова, золотая медалистка новодвинской гимназии, поступила в МГУ, да еще в Институт стран Азии и Африки. В дипломе у нее будет написано – «востоковед-африканист». Яна уверена – здесь она нашла себя.

- Свою северную любовь к Ближнему и Среднему Востоку я ничем не могу объяснить, – призналась она. – В заявлении указала, что хотела бы изучать турецкий, поскольку с ним у девушек больше вероятность устроиться работать, чем с арабским. К счастью, мне его и определили на ученом совете. И в шутку добавила, что теперь узнает, о чем поется в красивых, но пока непонятных песнях.

- Тюркская кафедра также предлагает туркменский, а со второго семестра у нас начнется узбекский. Также филологи-тюркологи будут изучать какой-то пра-тюркский язык, он вообще рунами записывается, а мы, историки, – османский. Конечно, можно взять дополнительно практически любой язык, который изучают в нашем институте, – от полезных именно нам арабского или фарси до совсем уж экзотичных лаосского и бирманского. Все зависит от времени и желания. А еще, погружаясь в Восток, мы не забываем и о Западе. Сейчас я учу французский, а скоро добавится испанский.

И вдруг в нашем разговоре – неожиданный поворот. Оказывается, девушка с четырех лет мечтала стать юристом – и с девятого класса нацеливала себя на МГИМО. Даже прошла заочный этап олимпиады этого вуза – за эссе по экономике набрала девяносто баллов из ста возможных. И нисколько не сомневалась, что юриспруденция – ее любимое дело.

- Но мое «любимое дело» изменило мне, в июне, прямо во время сдачи ЕГЭ, – призналась девушка. – Просто в один – действительно прекрасный – день я поняла, что не хочу заниматься правом. Куда пойти девочке-гуманитарию с неплохими баллами, имеющей склонность к истории и языкам? «О, это же то, что я люблю!» – подумала я, прочитав информацию о моем институте.

«Неплохие» баллы – это сказано скромно: русский – 98, история – 93, английский – 88. По словам девушки, востоковедов в России «производят» не так много вузов – она подала заявления во все. И везде поступила – однако выбрала МГУ. И с письменным экзаменом по истории России тоже справилась.

Говорит, к ЕГЭ готовилась очень основательно – по каждому предмету брала репетитора из Новодвинска. Очень помогла школа одаренных детей. Начинала здесь с общеобразовательного направления, а старшие классы училась на социально-гуманитарном, где изучала русский язык, литературу, обществознание, историю.

- Каждый преподаватель заслуживает земного поклона. Важно не только их знание материала, но и умение его доступно подать, артистические способности, профессионализм, – считает Яна. – Пригодились знания и по другим дисциплинам. Мне как гуманитарию не всегда понятна математика, а в девятом классе, перед экзаменами, – просто темный лес. Преподаватель сумела все разъяснить, причем настолько понятно, что мы смогли и сами потом объяснять нашим одноклассникам и даже учителям. В ШОДе мое стремление к юриспруденции активно поддерживали, но оказались не менее рады моему поступлению в МГУ.

На вопрос, кем Яна мечтает быть после университета, она улыбнулась: тут нужен деловой подход.

- Москве – да и вообще везде – нельзя просто праздно гонять мысль. Надо ставить цель и действовать. Раз я остановила свой выбор на востоковедении, то логично, что хочу будущее связать именно с ним. Меня интересует дипломатическая стезя. Хотя возможностей в современном мире – неограниченное множество. Пока мне просто нравится учиться – и это главное.

Мыслить нестандартно

Дмитрия Березюка из Мирного мы застали во время сессии – он готовился сдавать трудный зачет. Учится он на факультете экспериментально-теоретической физики в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт). Звучит внушительно... А выбрал он этот вуз как раз с помощью школы одаренных детей – узнал о его существовании во время одной из поездок в СанктПетербург. По проекту «Мой шаг в будущее», автором которого является директор ШОДа Нина Мырцева, ребята посещают архангельские, столичные, зарубежные вузы, встречаются с успешными людьми.

- В Санкт-Петербургском исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики нам показывали рейтинг вузов, в котором МИФИ стоял выше по уровню, чем МГУ, куда я изначально собирался поступать. Я заинтересовался. И когда меня по первой волне зачислили и туда, и туда, я решил, что мой нынешний вуз все-таки более перспективный, – признался Дмитрий.

Некоторые преподаватели в ШОДе ему запомнились особо.

- Когда математик пытался нам объяснить задачу, мы еле-еле за ним успевали. Он учил нас мыслить нестандартно, благодаря ему задачи части С из ЕГЭ уже не казались чем-то невообразимо сложным, решались на раз-два. Кстати, у него получалось делать только две трети домашнего задания. Но решать задачи было очень интересно, как и в целом проводить время в ШОДе. О том, что было интересно, говорили и Яна с Викторией: психологические тренинги на сплочение группы, встречи, капустники... На вопрос, чем он увлекается, кроме учебы, Дмитрий ответил:

 – Раньше книгами и бегом, а теперь времени хватает только поспать. А если серьезно, начал увлекаться русским воинским искусством. Эта секция у меня вместо физкультуры в университете. Нас учат самообороне, ведению боя без оружия против одного или нескольких противников. При поступлении в магистратуру уже будут обучать владению различного вида оружием, кроме огнестрельного.

Когда-то молодой человек мечтал стать ученым, а теперь – офицером, чтобы продолжить семейную традицию... Но как же МИФИ? – МИФИ нужен для того, чтобы развиваться. Погоны погонами, а к знаниям тянет.

К знаниям тянуло его и раньше – школу он закончил с золотой медалью. А для поступления в вуз нужны были ЕГЭ по русскому, физике и математике. Как же он не боялся?

- То, что я вынес из школы одаренных детей – умение размышлять, мыслить нестандартно, рассматривать ситуацию с разных сторон. Что очень сильно помогает на экзаменах.

источник: http://pravdasevera.ru/youth/-yu3752wg 

автор: Re:POST 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>