Объединение отложили, но проблему не решили



18.06.2015
Гимназия и школа №1 будут жить по средствам

Лето, казалось бы, нешкольное время: ученики разъехались на каникулы, учителя готовятся уйти в отпуск, сами образовательные учреждения, как мы писали в прошлом номере газеты, уже готовятся к новому учебному году. Но, между тем, это время, чтобы вспомнить о том, что две школы нашего города переживают непростые времена.

Жить по средствам?

Новодвинская гимназия и школа №1 – несколько месяцев назад наименования этих образовательных организаций не сходили с газетных полос, телевизионного экрана и лент новостей интернет-порталов.

Гимназия и первая школа - это два разных образовательных учреждения, непохожих друг на друга, со своей историей, атмосферой, учениками и мировоззрением. Минувшей зимой было жарко от споров, эмоций и дискуссий на тему слияния двух школ: создали рабочие группы, дошли до губернатора… Мы решили выяснить, что происходит сегодня,  как эти учебные заведения готовятся к новому учебному году.

Как оказалось, яркий конфликт вокруг объединения закончился еще в начале весны решением ничего не менять.

- Мы договорились, и школы дали свои гарантии, что они будут пытаться жить в своих бюджетах, - рассказала нам Ирина Волова, начальник отдела организации образования администрации города. – Директора заверили нас, что коллективы готовы «ужаться», чтобы сохранить самобытность своих образовательных учреждений.

И действительно, педагоги ужались – сегодня их средняя заработная плата ниже, чем была, например, в прошлом году – школы, и гимназия, и первая, пытаются жить «по средствам». Пока учреждения вписываются в тот бюджетный план, который предусмотрен субвенцией из областного бюджета.

- Однако у них очень мало средств для маневра, - подчеркнула Ирина Волова. – Любая непредвиденная ситуация может выбить твердую почву из-под ног. Равновесие очень зыбко и может нарушиться в любой момент.

Помощи ждать неоткуда

В этом году, подчеркнули в администрации города, ни гимназии, ни школе №1 не добавили ни копейки сверх запланированного объема финансирования. Напомним, что в прошлом году на покрытие дефицита фонда оплаты труда этих учреждений было потрачено около четырех миллионов рублей. И деньги эти были взяты из средств, предназначенных для других школ города.

- В этом году такая схема не пройдет, - заверяет Ирина Волова. – Хватит за счет других школ вытягивать гимназию и школу №1.

Возникает понятный вопрос: а что делать, если не «докармливать» эти школы из общего котла? Как выяснилось, городская администрация предлагала министерству образования Архангельской области пересмотреть методику расчета субвенции и учесть особенности формирования бюджета школы в небольшом городе.

- Статистика неумолима – школы в сложном финансовом положении работают у нас и в Коряжме, - рассказала начальник отдела организации образования администрации города. – Наши образовательные учреждения лишены многих коэффициентов, которые есть, например, у сельских школ. В районах школы тоже малокомплектны, но проблем с фондом заработной платы там меньше. Мы предлагали внести изменения в методику, но все предложения пока остались лишь на бумаге, так как они требуют дополнительных расходов регионального бюджета, а он и без того весьма напряженный.

Проблема одна, причины разные

Кстати, заметьте: уже никто не говорит о самобытности учебных заведений, их истории и достижениях, - все уперлось в деньги. Экономить предложено и школе №1, и гимназии.

- По гимназии, кстати, мы обсуждаем на заседаниях рабочих групп варианты отказа от изучения второго иностранного языка в начальной школе, - рассказала Ирина Волова. – Или, например, сокращение групп иностранного языка в старшей школе. Я понимаю, это сложно, но необходимо, чтобы вписаться в те деньги, которые сегодня закладывает методика.

В администрации города признают, что ситуация в гимназии несколько лучше, ведь там есть пространство для маневра в рамках действующих программ, а вот школа №1 загнана в угол: старое здание не выдержит увеличения нагрузки (сегодня и так два класса начальной школы учатся во вторую смену): 350 учеников – это потолок технической возможности.

- На собраниях звучат обвинения, что, мол, администрация не дает набрать второй первый класс. Это не так, мы не даем набрать не из вредности или из желания закрыть школу, а исходя из возможностей здания. Первая школа работает в две смены, тогда как министерством образования рекомендовано обучение в одну. У нас школа №3 работает в одну смену и имеет возможность принять учеников этого района, - рассказала Ирина Волова.

Кстати, второй первый вряд ли спасет образовательное учреждение. В школе №1 есть несколько параллелей, где всего один класс. А теперь давайте добавим к этому, что в школе №1 есть еще три (!) коррекционных класса, которые, во-первых, по своему численному составу недотягивают до норматива. А во-вторых, явно не сформируют после окончания 9-го класса полноценный (а это 25 учеников) десятый. И школа вновь не получит необходимых денег. Простой математический подсчет показывает, что школе №1 нужно минимум пять-шесть лет, чтобы выбраться из этого кризиса. Вот только у нее нет этого срока.

Отложили, чтобы вернуться?

Решение вопроса об объединении пока отложили, но пока не решили саму причину возникновения этой потребности. Если честно, в проблеме возможного объединения новодвинских школ видится неповоротливость механизма взаимодействия муниципальной и региональной власти. Регион, забрав вместе с деньгами значительную часть полномочий, не особо вникает в уникальность духа или учебных программ конкретной школы, а муниципалитет, даже желая сохранить самобытность городского образования, не может ничего сделать, ведь деньги находятся в ведении областного правительства.

Школы – маленький пример этого перекоса денег, полномочий и реальной близости власти к конкретному человеку, о которой так любят говорить политики различных уровней. Однако сегодня становится понятным, что пока в муниципалитеты не вернутся полномочия, подкрепленные соответствующим бюджетом, любые преобразования на местах будут превращаться в «объединение» и «оптимизацию» - страдать от этого будут конкретные люди и учреждения. И как бы не пришлось нам повторно обсуждать объединение гимназии и школы №1, но уже в 2016 году.

Новодвинский рабочий



МНЕНИЕ:
Антон ПОПОВ, председатель городского совета отцов

Бездействие и полумеры загоняют город в тупик

Полгода назад в Новодвинске открыто заговорили об объединении гимназии и 1 школы. О необходимости введения этих мер подробно написано журналистами газеты «Новодвинский рабочий». Соглашусь с ними в том, что еще полгода и нам, вероятно, придется вернуться к обсуждению темы объединения двух, трех, … школ.

ОБЪЕДИНЕНИЕ

Предложение новодвинских чиновников по объединению двух школ, пусть и звучит «дико», имеет рациональное зерно и не лишено смысла. Но все же реализация этого замысла только на время сняло бы спазм существующей проблемы. В поиске средств на обеспечение работы учителей (зарплату) чиновники никоим образом не обозначили состояние двух старейших школьных зданий. Так же не определили они и то, каким образом объединенная школа увеличит количество учеников, а следовательно, и объемы финансирования (в системе подушевого обеспечения это основной фактор получения денег на организацию образовательного процесса).

Мы не согласны с реализацией подобных полумер, которые уводят идею развития городской системы образования в тупик постоянных реорганизаций, влекущих последующие сокращения: педагогов, финансирования, учеников. И как следствие, всего потенциала города – будущего нашего Новодвинска.

НЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Общественность, возмущенная предложением чиновников (кстати, это до сих пор единственное цельное и аргументированное предложение по изменению ситуации в городском образовании) создала рабочую группу, и даже дошла до губернатора. Губернатор Орлов дал четко понять, что никакого объединения, ухудшающего ситуацию в городе, не допустит. А значит и тему объединения двух школ обсуждать вроде бы и нет смысла.

А вот местные депутаты создали рабочую группу, областные депутаты повыступили перед избирателями. Но решения по-прежнему нет. Почему?

Почему народные избранники, остановив совместно с общественностью реализацию инициативы чиновников, не предложили собственное решение? Опять полумера и последующее бездействие, которые ведут к постепенному ухудшению ситуации в городской системе образования (о чем и пишут журналисты газеты «Новодвинский рабочий»). Уже сегодня приходится принимать во внимание, что школам, которые хотели объединить, грозит:
- сокращение количества часов образовательной программы, выделяемых на изучение второго иностранного языка.
- возможный отказ от применения индивидуального учебного плана для старшеклассников, обучающихся в гимназии.
- сокращение количества принимаемых первоклассников в школу № 1.

Опять тупик с последствиями всевозможных реорганизаций.

УСПЕХ КАЖДОГО – УСПЕХ ГОРОДА

В основу развития городской системы образования должна быть заложена концепция здоровой конкуренции педагогических коллективов: учителей, родителей и учеников. А конкуренция возможна только в условиях большого количества участников образовательного процесса и вариативности обучения. В противном случае, сокращение количества образовательных учреждений неизбежно приведет к монополии в образовании и, как следствие, снижению общего уровня подготовки школьников. Всех без исключения. При этом «соревнования» педколлективов не должно сводиться к подсчету участников, победителей и призеров предметных олимпиад. Творческий потенциал ребенка может раскрыться в любой деятельности и не обязательно связанной с освоением школьной программы.

Конкуренция педагогических коллективов — это идея, позволяющая объединить разные школы. И объединить не под одну крышу или одного директора. Так в середине 90-х годов возникла Новодвинская гимназия, в которую были собраны сильнейшие учителя и ученики со всех школ, чтобы показать, каким должно быть школьное образование и к чему необходимо стремиться остальным. Потом появились идеи профильности других школ: шестую намеревались «усилить» в сторону точных наук, седьмая пошла по пути формирования кадетского движения. В Новодвинске создавалась здоровая конкуренция уже действующей гимназии. Это могло стать основой конкуренции между педколлективами, которая бы способствовала расширению спектра образовательных услуг, а соответственно и повышению качества образования. Родители и дети могли бы выбирать, где и чему им учиться. Сегодня остается доработать эти идеи и довести их до совершенства.

НОВАЯ ШКОЛА

Нам приходится принимать во внимание, что сегодня самое молодое школьное здание было введено в эксплуатацию 20 лет назад. Здание школы № 1 было построено в 1936 году, здание гимназии в 1957 году. В этих школах отсутствуют современные спортзалы, актовые залы, столовые. Более современное здание общеобразовательной школы № 4 (ул. Третьей пятилетки, д. 26) 1964 года постройки в 2013 году было выведено из основного образовательного процесса. Тенденция такова, что здания действующих общеобразовательных школ № 1 и гимназии в ближайшие годы ожидают аналогичной участи.

Городу срочно нужна новая современная школа на 700-1000 учеников. Только таким решением можно оправдать любую реорганизацию или сохранение прежних педколлективов в условиях получения ограниченных ресурсов. Горожане готовы потерпеть, но ради чего эти жертвы? Ради сиюминутного бесперспективного решения? Или на пути уверенного движения вперед, к оптимальным и эффективным результатам?

В Новодвинске строятся новые жилые дома, магазины, даже детский сад. Пришло время строить и новую школу. В этом мы видим меру, способную в корне изменить положение в городской системе образования.



автор: Новодвинский рабочий 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>