Открытый диалог: Реформа местного самоуправления



04.11.2015
В Новодвинске реализуется информационный дискуссионный проект «Открытый диалог: Твой дом – Новодвинск».

Первую тему «Реформа местного самоуправления: исторический опыт и будущее Новодвинска», заявленную Открытым диалогом, пришли обсудить:

Королев Александр Викторович – председатель городского совета депутатов;
Малыгин Андрей Анатольевич – председатель постоянной депутатской комиссии по законности и депутатской этике;
Большаков Дмитрий Владимирович – председатель постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и предпринимательской деятельности;
Загайнов Денис Владимирович – журналист еженедельника «Новодвинский рабочий»;
Варенова Елена Владимировна – руководитель аппарата городского совета депутатов.

Что необходимо Новодвинску для устойчивого развития? Чего не хватает городу? Какие вопросы можно отнести к стратегическим задачам совершенствования жизни новодвинцев? На эти и многие другие вопросы ответили участники Открытого диалога.

Открытый диалог:
- Сегодня государственная власть определила зону своей ответственности. Это можно назвать – обеспечением базового уровня жизни. Все что находится свыше этого уровня – полномочия и внимание местного самоуправления. Сегодня местная власть должна выполнять более 40 вопросов местного значения. В связи с этим напрашивается вопрос: Новодвинск способен их выполнить? Может какие-то полномочия государство должно забрать себе?

Королев Александр:
- Вопросов местного значения действительно много и финансов в городе на их выполнение не хватает. Сегодня даже на исполнение 14 муниципальных программ в бюджете не хватает приличной суммы денег. О каком исполнении полномочий в таких условиях можно говорить?
Сейчас на координационном совете Областного собрания депутатов, в который входят 25 председателей муниципальных советов, обсуждается возможность увеличения отчислений в местный бюджет от НДФЛ. Хорошо было бы пересмотреть и в сторону увеличения местного бюджета доли налога на прибыль тех предприятий, которые расположены на территории муниципалитетов. Если все это выполнить, то муниципальным образованиям по силам исполнять все полномочия.

ОД:
- То есть сегодня зона ответственности, закрепленная за муниципальной властью велика?

Королев Александр:

- Велика!

ОД:
- Ведь речь идет о том, что должен выполнить и что может сделать муниципалитет. И вот между этими «должны» и «можем» и возникает дисбаланс. Поэтому от чего-то город отказывается, при чем из года в год. А может это все-таки государственные полномочия?

Королев Александр:
- Сегодня многие субъекты РФ говорят о необходимости изменения законодательства. Население требует от власти исполнения обязательств в полном объеме, но мы этого сделать не можем, и чаще всего именно из-за нехватки финансов. В связи с этим есть очень серьезная тема для действий депутатов Государственной Думы. Архангельская область в Госдуме представлена депутатами от различных партий и им совместно с парламентариями областного собрания необходимо поработать над действующими законами, которые должны быть направлены на благо народа.

ОД:
- А вот сейчас главный вопрос нашего диалога. Если местное самоуправление не может полностью исполнять свои полномочия, определенные федеральным законодательством, если государство не покрывает дефицит местного бюджета, смена всенародного избрания мэра на избрание депутатами главы администрации что-то изменит?

Королев Александр:

- Я думаю, что да. Сегодня у городских депутатов возрастает ответственность, ведь это они будут избирать главу администрации и муниципального образования. Какой депутатский созыв придет в шестом созыве, как пройдут выборы: по смешанной или мажоритарной системе.
Мы сегодня видим, что многие горожане, имеющие большой жизненный опыт и профессиональную подготовку не вошли в депутатский корпус. Но вместе с этим часто стали слышны фразы, что чиновники ничего не делают, а депутаты избираются для преследования своих интересов. Я обращаюсь к тем, кто много говорит - приходите, работайте, исполняйте полномочия.
У нас есть не только расходные полномочия, но и возможности по увеличению доходов, но как воспользоваться этими полномочиями? Попробуй, подними налог и тариф? Что будет?.. Но при этом все мы хотим жить в развивающемся городе, чтобы молодежь не уезжала из Новодвинска, чтобы предприятия росли, появлялись новые рабочие места. Мы же все хотим этого, но как только речь заходит об изменениях - никакого понимания и поддержки.

ОД:
- Это может измениться в связи со сменой избираемости главы города?

Королев Александр:
- Изменится должно в лучшую сторону.

Большаков Дмитрий:
- Хотелось бы, чтобы изменилось. Но всем нам известен бюджет города по наполняемости. Известен и перечень полномочий, стоящий перед муниципалитетом. Федеральный центр нас полномочиями награждает, а вот финансами обделяет.
Все изменится, если человек, которого изберут главой города, будет профессионалом и будет болеть душой за Новодвинск. И от того, какой человек будет исполнять обязанности главы администрации, зависит выстраивание вертикальных коммуникаций с областной и федеральной властью по внебюджетным программам. Дыры в бюджете сегодня мы можем закрывать, только участвуя в программах. И вот эту вертикаль нужно выстраивать с первого дня работы.
Я не вижу каких-то других вариантов изменений в наших насущных проблемах. Наш бюджет не может исполнить все.

Варенова Елена:

- Мы должны исполнять законы, но ведь у нас есть депутаты государственной думы, которые эти законы могут изменять и приводить в соответствие с той ситуаций, в которой находится общество. В силах депутатов государственной думы сократить перечень вопросов местного значения или выделять на их реализацию достаточное количество денежных средств. Иначе ничего не изменится.

Большаков Дмитрий:
- Европейский город, аналогичный Новодвинску, в котором есть градообразующее предприятие, часть налогов получает напрямую в местную казну от этого предприятия. Этот вариант необходимо продвигать через депутатов государственной думы. И это должно быть именно так. Ведь мы, жители Новодвинска, работаем на этих предприятиях, обслуживаем их, живем рядом с ними.

Малыгин Андрей:
- Сначала мы выбирали мэра. Постепенно явка избирателей снизилась до критического уровня, и говорить о какой-либо легитимности стало невозможно. Сейчас мы переходим на изменение выборности главы города в сторону его избрания депутатами. И это правильно. Ведь депутатам кандидатуры будет рекомендовать комиссия, состоящая на паритетных началах из представителей городского совета и областной власти. И априори рекомендованный кандидат уже имеет поддержку, как местной власти, так и областной. То есть это первый шаг по выстраиванию вертикальных коммуникаций.
От этого можно ожидать лучшего, но все-таки не стоит заблуждаться и ждать чего-то сверхъестественного. Ведь наполняемость бюджета не увеличится после изменения системы выборности главы города или внесения поправок в Устав города. Однако можно ожидать конструктивного диалога между местной властью и губернатором.

Варенова Елена:
- Новая система избрания главы города некой ответственностью наделит и областную власть, которая на половину будет отвечать за избранного главу. Поэтому и о благосостоянии города областная власть тоже должна будет заботиться.

Малыгин Андрей:
- Но со временем все муниципальные образования региона будут на половину сформированы областной властью, и губернатор не сможет сказать, что этот город или район роднее чем другие. Они все будут для него родными, а не пасынками.

Королев Александр:
- Не губернатор будет избирать главу города, а депутатский корпус. И это уже ответственность наша. При чем на всех этапах. И на этапе работы конкурсной комиссии, которая будет рекомендовать депутатам кандидатов, и на этапе избрания главы города всем депутатским корпусом.

ОД:
- Никогда ни один избиратель не был доволен той власть, которую избрали. Готовы взять ответственность за выборы будущего главы города, когда на улице горожане будут подходить и критиковать за ваш вероятный выбор? Будете оправдываться или объяснять свое решение?

Королев Александр:
- Не буду оправдываться, а только объяснять. Если мы допустим промах, то ответственность будем нести только мы. Если мы допустим ошибку, нужно ее признать и исправить.
Я соглашусь с Дмитрием Большаковым в части того, что глава должен выстраивать взаимоотношения с вышестоящей властью в части участия в федеральных и региональных программах.
В уставе все прописано: мы избираем главу администрации города, и мы же утверждаем структуру администрации. Какая будет структура, насколько работоспособна и эффективна, способна принимать решения и реализовывать полномочия? Вот какой вопрос нужно будет решать после выборов главы города.

Варенова Елена:
- Тогда не важно, каким способом будет назначен или избран глава администрации. Все будет зависеть от финансирования Новодвинска. Есть деньги на исполнение вопросов местного значения — значит, они будут исполняться, нет денег — или не выполняем или ищем дополнительные средства из других источников. Именно это и придется решать новому руководителю. Хочу напомнить, что за чуть более десятилетний период количество вопросов местного значения увеличилось практически в два раза. А размер бюджета поднялся только на четверть. Поэтому все упирается в деньги и в конкретную личность, которая придет управлять городом, от ее желания работать и создавать благополучие Новодвинска.

ОД:
- Дмитрий Владимирович, готовы нести ответственность за избрание главы города?

Большаков Дмитрий:
- Считаю, что конкурсной комиссии нужно подойти очень серьезно к отбору кандидатов. Я бы в первую очередь посмотрел, какой деятельностью в различных комиссиях, круглых столах занимался кандидат, насколько он вхож в различные негосударственные структуры, насколько он ориентируется в деятельности кластеров, фондов федерального уровня из которых можно получать деньги. И, конечно же, какое у него образование, опыт работы. Кандидат, приходя на пост главы города, должен быть готов работать, не вникать в работу, а с первого дня разруливать городские проблемы.

Загайнов Денис:
- Соглашусь с Еленой Вареновой, не важно, каким способом мы будем выбирать главу города. Важно, чтобы человек был с опытом, с первого дня готовый начать работать. Но ему не обязательно разбираться в деятельности фондов и кластеров. У него должен быть специалист в этой области. Нам не важно, кого мы выбираем, важно чтобы этот человек работал правильно.
Почему депутаты не задаются таким вопросом сейчас: Почему нет такого специалиста в администрации?

Королев Александр:
- Мы задаем такой вопрос

Большаков Дмитрий:
- Неоднократно озвучивали эту проблему

Загайнов Денис:
- Глава города - как руководитель большого предприятия должен организовать работу администрации. Он не должен сам бегать по фондам, а задать вектор и найти человека, который выполнит эту работу. Но общую структуру работы, конечно же, глава должен знать.

Большаков Дмитрий:
- Знать поверхностно - мало. В работе кластеров и фондов много подводных течений и камней. Руководитель должен понимать, с какими проблемами может столкнуться его подчиненный, когда будет выполнять поручение. И не надо недооценивать личностные связи с руководителями фондов и кластеров.

ОД:
- Андрей Анатольевич, а Вы как будете вести свой разговор с недовольными горожанами?

Малыгин Андрей:
- Оправдываться не будем. Поскольку все мы жители Новодвинска, то мы хотели бы видеть во главе города новодвинца, хотели бы видеть его работу по улучшению положения в городе и благосостояния горожан.

ОД:
- Комиссия, которая будет отбирать кандидатов на пост главы города, на половину состоит из городских депутатов (4 человека). Готовы быть в составе комиссии?

Королев Александр:
- Это решит городской совет. Я никогда не уходил от ответственности. Готов работать в составе этой комиссии.

Большаков Дмитрий:
- Я всегда ко всему готов. Готов быть в комиссии, готов быть тем, кого комиссия будет рассматривать.

Малыгин Андрей:
- Конечно, готов. Если бы не были готовы, мы бы здесь не сидели.

Варенова Елена:
- В этой ситуации повысилась ответственность депутатского корпуса. Раньше население, выбирая главу, с него и спрашивало, что он сделал. А теперь спрашивать будут с депутатов.

Малыгин Андрей:
- Но ведь многие горожане не отделяют администрацию от депутатов. Если кто-то не дорабатывает, то перед людьми ответственность остается общая.

ОД:
- Согласен, органы местного самоуправления, они на то и органы местного самоуправления, чтобы сообща решать местные вопросы. Администрация, депутатский корпус, ревизионная комиссия, в конце концов, простой житель Новодвинска тоже представитель местного самоуправления и у него есть свои полномочия.
Человек, который приходит избирать депутата, должен будет понимать, что потом этот депутат будет выбирать главу города. И вот какого депутата горожанин изберет, такой у него потенциальтно и будет глава города.

ОД:
- Впервые в Новодвинске на выборах депутатов городского совета была применена смешанная система выборов. Есть в ваших планах рассмотреть изменение выборной системы? Отказаться от смешанной и перейти на мажоритарную?

Королев Александр:
- Я бы хотел, чтобы система избираемости была изменена на мажоритарную. Чтобы приходили в городской совет депутаты, которым доверяют избиратели. Необходимо, чтобы выбирали конкретных людей.

Большаков Дмитрий:
- Я за мажоритарную систему.

Малыгин Андрей:
- Да, мажоритарная система лучше. При этом от каждого округа должен избираться один депутат.

ОД:
- Вы готовы рассматривать вопрос о переходе к мажоритарной избирательной системе. А от кого зависит принятие решения?

Королев Александр:
- Это зависит от большинства. Сейчас будем готовить изменения в регламент, и это предложение будет рассмотрено.

ОД:
- Раньше горожане избирали мэра тайным голосованием. Вы, депутаты, главу города каким образом будете избирать, тайным или открытым голосованием, чтобы все горожане знали, кто кого поддерживает?

Королев Александр:
- Это будет прописано в положении, и решение предстоит принять всем депутатам. Но я придерживаюсь мнения об открытости голосования.

ОД:
- Горожане избирают депутатов для представления своих интересов во власти, поэтому депутат должен нести персональную ответственность за открытый выбор, и показывать своим избирателям, какой курс развития города этот депутат одобряет и поддерживает.

Малыгин Андрей:
- Тогда и выборы председателя городского совета не должны быть закрытыми

Королев Александр:
- Согласен. Отработав больше двух лет в горсовете, я пришел к выводу, что выборы должны быть открытыми. Председателя, его заместителя, председателей комиссий нужно выбирать открыто, так же как мы голосуем за принятие бюджета. Должны быть открытость. Если депутат говорит: «Я голосую за вас, потому что вы готовы к этой работе» - это не только доверие, но и ответственность избранного главы города перед депутатами, которые его поддержали.

Большаков Дмитрий:
- Любой имеет право высказать свое мнение, и высказывать его надо открыто.

Малыгин Андрей:
- Может все-таки главу муниципального образования избирать открыто, а председателя избирать тайным голосованием. Это вопрос дискуссионный.

Большаков Дмитрий:
- Я всегда за то, что человек принимая решение должен нести ответственность за это решение. Я за открытое голосование и никогда не боялся высказать свое мнение.

источник: http://newdwinsk.ru/news.php?readmore=1297 

автор: ННовости 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>