Георгий Потяркин: более трех десятилетий в изостудии и более двух тысяч учеников



10.11.2013
3 ноября во Дворце культуры прошел праздник, устроенный в честь человека, которого знает весь город. Этот человек – руководитель детской изостудии Георгий Потяркин, отметивший 75-летие и воспитавший более 2 000 учеников. Накануне торжества юбиляр дал интервью корреспонденту «НР».

– Георгий Яковлевич, волнуетесь?

– Ну конечно. Забот много. Принес из дома картины – в помещении изостудии откроется моя персональная выставка.
С сыном и старшим внуком будем развешивать работы. На одной стене – графика, на другой – компьютерные рисунки.
А после выставки – большой концерт в мою честь (улыбается).
– Вам 75 стукнет, ощущаете свой возраст?
– Пока не ощущаю. Это оттого, что работаю с детьми. Я им отдаю свою энергию и в свою очередь заряжаюсь от них.
На вопрос малышей из беби-класса, сколько мне лет, отвечаю так: «Мне в прошлом году исполнилось 35 и в этом тоже будет 35». «Как же так? – недоумевают они, – ведь так не бывает». Бывает, ребята, ещё как бывает!
– В вашу изостудию ходят дети с четырехлетнего возраста. А когда вы начали рисовать?
– Сознательно – с четвертого класса. Благодаря школьному учителю рисования Алексею Аншукову. Он нас с Геной Маежевым заприметил, брал на этюды. Зимой после этюдов мы дружно шли к нему домой, пили чай с вареньем и булочками и разговаривали. Общение с Алексеем Алексеевичем мне многое дало, оставило след на всю жизнь. Именно Аншуков посоветовал заниматься рисованием в детской изостудии цигломенского Дома культуры. И в шестом классе я пришел в изостудию. И опять мне повезло с преподавателем. Владимир Щукин вел занятия по программе художественной школы. Мы работали много и плодотворно. После изостудии многие ребята поступили в художественные училища. Мне мой преподаватель рекомендовал после школы пойти в Ярославское художественное училище.
– И вы поступили?
– А я подал документы… в Архангельский сельскохозяйственный техникум, на ветеринарное отделение. К соседям приехал родственник – студент мединститута. Я полистал его книги. Мне они показались интересными, подумал: «А я буду лечить не людей – животных. Хорошая профессия!»
В техникуме мне особенно нравилась хирургия. Рука у меня, благодаря многолетним занятиям рисованием, была твердая.
После окончания техникума по направлению поехал работать в Шенкурский район. Прошло два года, подумывал о поступлении в институт, собирался в Вологодский молочный. И, наверное, поступил бы. Тогда моя судьба сложилась бы совсем по-другому.
От ветеринарного дела спасла служба в армии. Три года – с 1962 по 1965 – служил на Кольском полуострове, в артиллерийском полку на станции Печенга. Назначили меня начальником аптеки полкового медпункта, предварительно обучив на курсах.
После армии пошел работать в Ширшинский зверосовхоз бригадиром зверокухни, где готовили корма для норок и песцов. Так прошло еще два года. Чувствую – не моё. И устроился на Архангельский ЦБК в цех древесноволокнистых плит художником-оформителем. Пришлось начинать с нуля: оформление различных стендов, красного уголка, стенгазет.
– А когда в вашей жизни появилась изостудия, которую иначе как изостудией Потяркина горожане и не называют?
– В середине октября 1977 года меня пригласили в Детский дом культуры руководителем детской изостудии. Поначалу в ней занимались 20 детей. Потом ко мне на занятия ходили до 100 ребят, примерно столько же, сколько сейчас. Работа меня захватила. Я понял – вот моё дело! Заочно окончил художественно-графический факультет Костромского педагогического института. И уже 36 лет работаю с детьми.
– У учителей есть термин «профессиональное выгорание». Говорят, что ему подвержены все, кто долгое время работает в школе.
– Нет у меня этого. С годами только опыта прибавилось. Наверное, «виной» этому – любовь к детям, к своей профессии. Меня иногда спрашивают: «Вы в первую очередь кто – педагог или художник?» Отвечаю: педагог. То, что я даю детям, предварительно дома прорабатываю сам. Жена порой ворчит, что я и дома – на работе. По-другому не могу и не хочу. Если дал детям, и у них получилось – я доволен, урок прошел не зря. Всех студийцев считаю своими детьми, так и говорю: «мои дети». Без работы зачахну. Не могу уйти и не думаю об этом.
– Не говорят ли вам дома, что пора и на заслуженный отдых?
– Говорят, говорят. Я на это отвечаю шуткой: не уйду, пока не выгонят.
Пока еще поработаю. Будет здоровье – буду учить детей рисованию.
– Вы преподаете не только традиционные техники, но вводите немало новинок. А каждое занятие начинаете необычно – с аутогенной тренировки.
– Аутогенная тренировка помогает настроиться на рабочий лад. Это идет только на пользу.
На занятиях изучаем традиционные техники и жанры: рисунок, пейзаж и другие – все это нужно. Меня увлек Интернет, где можно почерпнуть немало интересного. Главное для меня – развитие творческих способностей моих воспитанников, нужно научить их умению мыслить образами, передать эти образы средствами изобразительного искусства. Каждая новая техника – это маленькая игра, в которой развиваются возможности детей. Рисуем линией, пальчиками, ладошками, листиками, используем набрызг, даже кляксографию и еще многое-многое другое. Планирую сделать выставку детских работ, выполненных в нетрадиционных техниках.
– Более трех десятилетий вы руководите детской изостудией. Сколько же у вас учеников?
– Более двух тысяч. В Новодвинске немало бывших студийцев, которых горожане знают как людей творческих: Людмила Лизункова, Елена Трапезникова, Иван Лыков преподают в Детской школе искусств, Михаил Третьяков – превосходный гончар, Евгений Пасюра лепит из глины. Мой недавний ученик, талантливый юноша Алексей Чудайкин сейчас первокурсник САФУ, его будущая профессия – строитель-дизайнер. Не хватает Леши в студии. Среди моих учеников – врачи, инженеры, дизайнеры по тканям, мебели…
Суть не в том, станут ли ученики художниками в будущем. В студии ребенок учится не только рисовать, но и познавать себя, ценить в себе творческую личность – это считаю главным в своей работе.
– Спасибо, Георгий Яковлевич! Творческих удач Вам, талантливых учеников.

Р.S.:
3 ноября поздравить Георгия Потяркина пришли мэр города Владимир Белоглазов, вице-мэр по социальной политике Ольга Бечина, ученики педагога – бывшие и нынешние, их родители, а также друзья, знакомые.
Цветы, улыбки, подарки, много добрых слов, сказанных в адрес виновника торжества, были главными приметами праздника. Творческие коллективы Дворца культуры дали в честь юбиляра большой концерт.



автор: Новодвинский рабочий 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>