Мужское ремесло


13.08.2015
Попытки напроситься на интервью к новодвинскому мастеру обработки сувеля и капокорня Павлу Витальевичу Беляеву я предпринял еще несколько лет назад. Но, как выразился сам Павел Витальевич, «всему свое время». Пришлось подождать, и вот мое время пришло. Короткий разговор по телефону: определен день, время и общий формат беседы. Забегая вперед скажу, что меня ждал сюрприз …

Ногами, спиной и руками

Восемь утра, мы покидаем Новодвинск и движемся за город. Для меня неожиданно, но ремесло начинается с поиска сырья, причем природного, которое порой находится за десятки километров от мастерской ремесленника. Нам же предстоит побродить по лесной чаще в поисках дерева, на стволе которого уродливо примостился сувель. Чаще всего это береза. И пока кто-то ищет грибы и ягоды, мы присматриваемся к деревьям.

Вот оно. Упавшая береза, три сувеля. Посмотрели, внешних изъянов нет, убрали мох, счистили кору, и в ход пошел современный инструмент, взятый с собой. Небольшой бензопилой выпилили участки дерева, которые в будущем станут красивым изделием. Топором стесали лишнее, разложили по рюкзакам и направились к дому. За спиной на плечах повисло полтора-два десятка килограммов ценного сырья, которые из леса придется выносить несколько километров. И так каждый раз.

- За сырьем лучше всего зимой ходить, с санями. Зимний день, конечно короткий, но два-три часа в одну сторону и столько же обратно. А вынести иногда получается много хорошего материала, - рассказал на обратном пути Павел Витальевич.

И вот мы в мастерской. Достали свой трофей, разложили на верстак. Немного чаю с пряниками и начинаем подготовку к обработке заготовок. Конечно, только что принесенные из леса в ход не пошли. Им еще высохнуть требуется. У Павла Беляева есть и другие, принесенные из леса загодя.

- Из этого материала мог бы получиться отличный ковш, но вот видишь естественный изъян – гниль и трещину. Так что будем делать вазу-конфетницу, - вынес приговор мастер.

Дрели, шлифмашинка, стамески, молотки, фрезы, диски. Хорошую вещь невозможно сделать без отличного инструмента, а новичку в этом многообразии разобраться сложно. Под чутким руководством Павла Витальевича примеряюсь к заготовке. В руках дрель с фризой, заготовка установлена в самодельные тески. Древесину выбираем постепенно, не форсируя напряжение инструмента на заготовку.

Слой за слоем, по миллиметрам удаляем лишнюю породу. И вот уже появились контуры будущей вазы. Наступает самый ответственный момент – не испортить будущее изделие. Главное не перестараться и не сделать стенки очень тонкими, такими, что могут сломаться. Но и толстыми они тоже не должны быть. У профессионалов ценится именно это ощущение баланса всего изделия.

И так несколько часов непрерывной работы с разными инструментами. После того, как фризой была убрана лишняя порода, стамеской вручную удалены отдельные элементы, началось шлифование. Диск вращается со скоростью 3000 оборотов в минуту. Насадки сменяют друг друга. Вначале нождачка крупной фракции, а на финише чуть ли не один войлок.

- Каждым новым диском мы должны удалить старые глубокие царапины и оставить новые мелкие. И так далее пока поверхность и внутри, и снаружи не станет практически идеальной, - поясняет Павел Витальевич.

Передо мной на столе ваза, которая еще утром была деревянной болванкой. И вот сейчас, по выражению мастера начнется волшебство. На тряпочку наливаем льняное масло и начинаем втирать в древесину, которая тут же принимает совершенно иной окрас. Каждый изгиб волокон переливается и в моих руках оказывается не деревянная ваза, а из янтарного малахита. Но и это еще не все. На плитке готовится «ядерная» смесь из воска и скипидара. Пока она горячая ее нужно втереть во всю поверхность изделия. Аромат необычайный разносится вокруг всей мастерской, а ваза становится теплой-теплой. И эта теплота – леса, рук мастера, воска - сохранится в дереве навсегда.

И, конечно же, хорошая работа не могла обойтись без хорошей беседы: о лесе, о народном ремесле …

Лесными тропами

- Лес - человек – это взаимопроникновение. Ты погружаешься в лес, природа поглощает и проникает в тебя. Когда ходишь часами по лесу, на окружающий мир начинаешь смотреть совершенно иными глазами. По-другому воспринимается вся человеческая суета, но это тема другого разговора.

Сувель бывает разный, и брать нужно только тот, из которого можно что-то сделать. Когда смотришь на сувельку на дереве под корой, конечно же, не знаешь, какая изюминка скрывается внутри. И все-таки по очертаниям можно определить - из нее получится приятная вещица. А вот из другого сырья со множеством выпуклостей и впадинок, если что и получиться, то только друшлачек. Самое сложное в мастерстве – увидеть красоту и функциональность в природном материале, раскрыть и показать глубину дерева не нарушая его первозданности.

Не важно, сколько времени уходит на поиск сувеля. Время, проведенное в лесу – бесценно. Бывает, сотню деревьев просмотришь и только один сувель и найдешь. И радость. Да и из леса больше, чем вмещает рюкзак, не унесешь. Порой два часа уходит на поиск, а случается и побольше остаешься в лесу. Не нашел, еще часик ходишь, не нашел – еще, и так пока не найдешь.

Рождение мастера

- Вот мы с тобой по лесу с утра ходили. Вот и у меня тяга к ремеслу появилась с этого – с лесных походов. С детства ходил в лес с отцом. Он и научил меня внимательному и вдумчивому отношению к природе. А уж потом я стал видеть в лесу чуть больше, чем другие. Один человек вот прошел мимо, а я увидел, остановился, присмотрелся. Позже стал интересоваться, изучать наросты, кривулины интересные, необычной формы деревья. И первое, что запало мне в голову – это сделать какую-нибудь полочку из такого древесного нароста. Вот она висит на стене уже поболе пятнадцати лет. Потом была вторая в виде кармана, уже попробовал выдолбить древесину. Стал понимать, что из таких вот наростов можно что-то делать, что именно еще не решил, но был уверен, точно можно. Начал экспериментировать с материалом и инструментом.

Судьбоносной встречей стало мое знакомство с народным мастером России Александром Корельским. Мне посчастливилось совершить несколько лесных походов с мастером: на лыжах, с санями. Привезли гору заготовок, и он прямо во дворе из одной такой заготовки кончиком бензопилы на глазах создал утицу. Грубую, незаконченную, но с головой, хвостом, выбранную внутри. «А остальное?» - «Ну, остальное потом доделаю».

И еще подарил он мне парочку своих вещей из сувеля: уточку, ковшик, чашу. Опытный Саша Корельский, понял, что «зацепило» человека. Знает, что есть такие ученики, дай им образец, и будут повторять и повторять, сами разбираться и выяснять, как тот или иной элемент делается, пока получаться не начнет. Вот я начал по его образцу делать первые изделия. И случилось это лет пять-семь назад. За это время создано множество изделий. Многие из них в подарок пошли. Приезжает родственник: «На!» Поехал я в гости: «На!» Через какое-то время опять встречаемся: «На!» - «Ты мне уже дарил» - «На, еще!»

И вот как-то незаметно для себя и с пользой для дела все и завертелось. Началось с примера, потом раз получилось, второй получилось – уже зародился интерес. Стал задумываться о технологии. Нашел много учебного материала. Благо живем в веке интернета. И теперь изделия можно увидеть не только в мастерской или дома, но и на выставках разного уровня, вплоть до международного. Участвую в фольклорных фестивалях, мастеровых сходах и съездах.

От себя же добавим, что в сентябре в рамках «Маргаритенских смотрин» можно будет увидеть, а уж если и понравится, то и приобрести работы новодвинского мастера Павла Беляева.



автор: Новодвинский рабочий 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>