Профессия – строитель



18.04.2016
У него очень молодые, добрые глаза и искренняя, озаряющая лицо улыбка. А ещё он очень доброжелательный и спокойный человек.

«А что, в наше время есть такие люди?» – спросите вы, уважаемый читатель.

Есть. И в Новодвинске тоже. С одним из таких горожан встретилась корреспондент «Новодвинского рабочего». Зовут его Юрий Фёдорович Белоусов. Он – представитель технической интеллигенции, бывший главный инженер строительно-монтажного треста № 4, который не одно десятилетие работал в нашем городе. Коллеги называли его «мозгом треста», говоря, что не было такой инженерной задачи, которая бы оказалась не по зубам Белоусову.

Юрий Фёдорович многое сделал для Новодвинска, для развития и процветания города.

Саратовский парень


– Юрий Фёдорович, у вас говор не здешний, не северный, откуда вы родом, как оказались в наших краях?
– Родился в городе Ртищево, это Саратовская область. Там окончил среднюю школу и мечтал стать архитектором. И проучился два года на архитектурном факультете Саратовского автомобильно-дорожного института, сокращённо САДИ. Но судьба распорядилась иначе.

– Что-то помешало осуществить юношескую мечту?
– Не могу сказать – помешало, просто время было такое. В стране начались великие стройки, нужны были строители, и нас, будущих архитекторов, перевели на строительный факультет САДИ. Учиться было очень интересно, незабываемые воспоминания остались от прохождения практик. Практики были удивительные, замечательные.

В это время заново отстраивался Сталинград, тогда ещё это был Сталинград, не Волгоград, строился Куйбышев, совершенно новый город Новокуйбышевск. Мы, студенты, в тех местах на практике работали помощниками мастеров. Нас учили трудиться на совесть, и к работе на стройке мы были подготовлены очень хорошо. Наши дипломы были не голым теоретизированием, а тесно увязаны с практикой.

Я писал диплом по Сталинграду. Институт окончил с отличием. При распределении меня, в числе пятерых инженеров-строителей, направили в посёлок Ворошиловский. Было это очень давно – в 1954 году. А годом раньше в посёлке был создан трест «Архбумстрой», одной из главных задач которого было расширение и строительство Архангельского ЦБК.

Мы, пятеро вчерашних студентов: Юрий Шаруев, Геннадий Угляниц, Анатолий Кулагин, Геннадий Моргунов и я прибыли в северный поселок на Двине.

Работа захватывала

– Как встретил вас Север?
– Первым делом мы устроились на работу. Меня приняли прорабом в управление механизации № 46. Дали жильё. Это были так называемые финские домики – деревянные, одноэтажные, сооруженные на время – без фундамента. Было выстроено несколько улиц таких домиков – целый маленький поселок.

Дрова, воду надо было носить, отопление – печное. Зимой холод в стенах этих домиков пробирал до костей. Спать ложились, надевая на голову шапку-ушанку, утром просыпались – вся шапка в инее. Не лучше было и в осенние холода, и ранней весной. Дощатые тонкие стены не удерживали тепло. Так и жили. Но работа захватывала.

Проработав два года, мои сокурсники уехали кто куда, а я остался. Скажу только, что они не изменили строительной профессии и в дальнейшем все стали руководителями большого ранга. Это говорит о том, что в институте нас готовили фундаментально, и мы вступали в свою профессию сознательно, с пониманием дела, с желанием трудиться достойно.

– Как складывалась ваша карьера в строительно-монтажном тресте?

– Успешно. Я сказал, что меня приняли прорабом в УМ-3, затем я стал главным инженером этого управления механизации. Спустя четыре года назначили главным инженером СМУ-3. Наше строительно-монтажное управление работало на расширении ТЭЦ комбината.

Мне пришлось тесно общаться с главным инженером АЦБК Сергеем Фёдоровичем Мельниковым. Это был неординарный человек, я бы сказал, личность выдающаяся. Он не любил ходить вокруг да около, говорил всегда начистоту. Действовал быстро, решительно, грамотно. В одном из рабочих разговоров я сказал ему, что нужен лес для строительства. Он тут же дал команду по инстанциям, и мы этот лес получили.

После СМУ-3 я не очень долго работал в должности начальника конструкторского бюро, через некоторое время стал главным технологом треста. В этой должности трудился 10 лет. Это было время, когда в строительстве внедрялись передовые технологии.

Строили в те годы очень много. Ежегодно надо было сдавать объекты. Комбинат расширялся и рос: вторая очередь, затем третья. Рос и поселок. Вводилось в строй жильё, не отставала и поселковая инфраструктура. В жилых районах возводились детские сады, школы, магазины и так далее.

Коллектив треста трудился на совесть. Мы ежегодно завоевывали переходящее Красное Знамя. Имена бригадиров треста гремели на всю область. Я тогда получил свою первую правительственную награду – медаль «За трудовую доблесть».

В 1970 году меня назначили главным инженером строительно-монтажного треста «Архбумстрой». Вместе с управляющим трестом Валентином Петровичем Батраковым мы поехали в дальнюю командировку – в Канаду. Эта командировка предшествовала началу строительства третьей очереди Архангельского ЦБК. В Канаде мы пробыли две недели и почерпнули много полезного.

При возведении третьей очереди было немало трудностей. Надо было очень чётко планировать работу строителей таким образом, чтобы не было сбоев, принимать решения по проблемным строительным вопросам, в частности, по грунтам, которые в некоторых местах, что называется, «плыли». Панели для промышленных корпусов подвозили с завода ЖБИ строго по времени и по спецификациям – всё было расписано. Я как главный инженер занимался этой работой. Корпуса третьей очереди стоят уже десятки лет, завод выдаёт нужную продукцию. В этом и заключается прелесть и польза труда строителей.

Это была полнейшая авантюра

– Юрий Федорович, строители-ветераны рассказывают, что вы имеете непосредственное отношение к газификации Новодвинска и Архангельска, что именно с вашей легкой руки газ пришел в города.
– Это была полнейшая авантюра, с газом (улыбается). Полнейшая! В начале 60-х меня направили в командировку в Москву. Это было связано с тем, что в январе 1961 года в Кремлевском Дворце съездов прошло Всесоюзное совещание работников целлюлозно-бумажной промышленности, на котором приняли решение по проведению подготовительной работы по строительству мощностей на трех крупных целлюлозно-бумажных комбинатах на Севере страны: Архангельском, Котласском, Сыктывкарском.

Нашему тресту предстояло освоить строительно-монтажных работ на АЦБК в два раза больше, чем трест выполнял ранее. И чтобы справиться с таким объемом труда, тресту нужна была новая строительная техника. Я подготовил нужные документы, и меня направили в Москву. Перед отъездом Валентин Петрович Батраков мне сказал, что кроме этого задания надо выполнить еще одно поручение, поступившее от первого секретаря Архангельского обкома комсомола Виктора Михайловича Третьякова.

Это поручение заключалось в следующем: чтобы в готовящееся постановление партии и правительства включили поставку оборудования для газораздаточной станции. Я поехал в Москву без соответствующих документов по этому вопросу и не был уверен, что он решится положительно. На хождения по министерствам и согласования у меня ушла неделя.

Что касается газификации, надо было обращаться в Министерство коммунального хозяйства Российской Федерации. «Сработал» телефонный звонок из Госплана: меня принял министр коммунального хозяйства. Я рассказал ему об основной цели моей поездки в Москву, изложил просьбу Архангельского облисполкома о помощи в газификации. Министр ответил, что в Архангельской области никогда не был, а только слышал, что это всесоюзная лесопилка и что у нас водится хорошая рыба.

Пришлось его разочаровать, что торговать лесом и не получать за это никаких валютных средств – позор для такой большой страны, а основная рыба для северян – треска и селедка. Он был удивлен моими откровенными ответами и сказал, что министерство поможет с решением вопроса о газификации. А еще я ему сказал, что с собой ничего не привез. Министр вторично удивился, но так – по-хорошему. И уже пошел у нас предметный разговор о газораспределительной станции.

Для ее оборудования нужны были самостоятельные железнодорожные пути, располагающиеся не менее чем в двух километрах от жилых массивов, хорошие автомобильные дороги. Министр подвел меня к карте-схеме, на которой лампочками были отмечены области и города, где газификация уже выполнена. На Севере страны лампочки не горели. Решение вопроса затруднялось еще и тем, что оборудование для газификации в стране не выпускалось, оно поступало из Румынии.

Мой собеседник заверил, что Министерство коммунального хозяйства постарается помочь нашей области, но при условии, что из Архоблисполкома поступит телеграмма об имеющемся проекте газификации. На это руководитель министерства дал два дня. Действовать пришлось срочно, подробно по телефону сообщил об этом управляющему трестом. Через два дня снова пришел в Министерство коммунального хозяйства. Секретарь министра сообщила мне, что телеграмма за подписью Третьякова только что пришла из Архангельска. В общем, министр своим распоряжением выделил для Архангельска оборудование из резерва министерства.

Я хорошо знал комбинат и вынужден был подключиться к решению этого вопроса: определили место, где будет находиться газонаполнительная станция, организация «Архоблгаз» подготовила проектно-сметную документацию, и в январе 1967 года в плане треста «Архбумстрой» появилась строчка с названием объекта «Газораздатка». Так строители треста решили очень важную задачу, позволившую проводить работы по газификации Новодвинска, Архангельска и других городов области. Станция работает до сих пор – уже 48 лет.

Крепкий тыл

– Юрий Федорович, работа для вас была на первом месте. Чтобы так интенсивно трудится, нужен, как говорится, крепкий тыл.
– Да, работа была главным делом моей жизни. Но и о семье никогда не забывал: жена Анна Васильевна тоже строитель, которая приехала сюда после окончания института из города Горького. Мы здесь и познакомились, и поженились.

У нас родилась дочь, которая пошла по нашим стопам – тоже инженер-строитель. Внучка продолжила семейную династию. Кроме строительного у нее еще два высших образования, она свободно владеет английским. Подарила нам правнука, ему уже пять месяцев. Мы с женой счастливы.

– Чем занимаетесь на заслуженном отдыхе?
– На пенсию вышел в 1992 году, еще немного поработал. Дома уже давно. Дел всяких хозяйственных хватает. Общаюсь со своими коллегами по тресту – Владиславом Федоровичем Зиновьевым, Юрием Константиновичем Чепаревым. Поддерживаю связь со своими однокурсниками. Мы теперь все люди возрастные: перезваниваемся, переписываемся.

28 марта – в День рождения ветерана глава Новодвинска Сергей Андреев вручил Юрию Федоровичу Белоусову нагрудный знак «За заслуги перед муниципальным образованием «Город Новодвинск», поздравил со славным юбилеем, пожелал здоровья и благополучия.

БЛАГОДАРНОСТЬ ГОРОЖАНАМ
Ветеран строительно-монтажного треста № 4 Юрий Чепарев инициировал выдвижение кандидатуры заслуженного строителя РФ Юрия Федоровича Белоусова на получение звания и нагрудного знака «За заслуги перед муниципальным образованием «Город Новодвинск». Ему для этого пришлось подготовить много документов и собрать подписи горожан в поддержку своей инициативы. Что и было сделано.

В своем письме, присланном в редакцию газеты «Новодвинский рабочий», Юрий Константинович Чепарев благодарит неравнодушных горожан, поддержавших его и Юрия Федоровича Белоусова, который строил город и комбинат:

– Благодарю коллективы школ, детских садов, горбольницы, фанерного завода, мэрии, совета ветеранов, комплексного центра социального обслуживания, жителей города, принявших участие в сборе подписей на присуждение награды бывшему главному инженеру строительно-монтажного треста № 4 Юрию Федоровичу Белоусову.

Людмила Колесникова, "Новодвинский рабочий"

источник: http://newdwinsk.ru/articles.php?article_id=100 

автор: ННовости 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>