Операция «Агломерация». Что останется от Новодвинска?

08.02.2013
Что для Остапа Бендера New-Васюки, то для Архангельска поле непаханое...

На минувшей неделе в правительстве области подвели итоги первого эксперимента укрупнения местных поселений.
   
Пионеры движения — главы Приморского и Шенкурского районов — в унисон заявили, что процесс идет, мягко говоря, туго. Главная проблема в том, что жители небольших муниципальных образований буквально восстали против объединения с такими же нищими поселениями. Их тревоги тоже можно понять — как только на карте, а значит и в бюджетной ведомости, деревня перестанет значиться отдельным объектом, о ней все забудут.

А ведь это только начало. Впереди циклопическая агломерация Архангельск-Новодвинск-Северодвинск, которая по плану призвана сделать жителей оных счастливыми до дрожи в коленях. А кто-нибудь вообще спросил у этих самых жителей, хотят ли они этакую кучу счастья? Ведь чтобы озвучивать мнение людей, его, как минимум, надо знать.

Заявление о создании в области двух крупных агломераций стало, пожалуй, одним из самых громких заявлений губернатора Орлова при его вступлении на пост. По поводу амбициозных планов тогда не прошелся только ленивый. Но и по сию пору раздрай в городских хозяйствах позволяет воспринимать красивый европейский термин с определенным сарказмом.

Плюсы сего мероприятия нам были перечислены множество раз: для жителей областного центра это избавление от пробок, перенаселенности и прочих ужасов бездеятельности властей. Для присоединяемых Новодвинска и Северодвинска — рост цен на недвижимость и уменьшение северных соответственно…

— Агломерация — не рубильник: включили — заработало. На первом этапе предполагается создание одинаковых условий жизни граждан. Должен быть одинаковый доступ к потребительским услугам, рабочим местам, одинаковые тарифы и стоимость жилья, — порадовал губернатор.

Мы, конечно, хороших перспектив никогда не против, но, прежде чем в воздух чепчики бросать, давайте поразмышляем. Например, на какую сумму придется раскошелиться федеральной и областной кубышкам, чтобы жители вполне себе самодостаточного Северодвинска с радостными криками встретили объединение с Архангельском? Особенно если учесть цену за квадратный метр в областном центре… И вообще, что в данном случае обломится другим городам, если первоначально идея агломерации возникла из необходимости решения проблем дальнейшего развития именно Архангельска?

Первым шагом на пути к большому Архангельску глава региона считает обживание пустынных межгородских пространств. Там предполагается выделять земли под строительство жилья для многодетных семей, чтобы «они оставались в поле доступа ко всем трем городам». На тех же правах их могут пустить и под возведение больших торгово-развлекательных и спортивных центров.

— Это не значит, что мы создадим здесь мега-сити — останутся три самостоятельных города, — подчеркнул губернатор.

Однако в рамках вышесказанного особенно интересные перспективы вырисовываются у Цигломени. Там, по словам Игоря Орлова, будет построена двухуровневая развязка с возможностью серьезного развития самого поселка: строительством высотных домов, решением ряда инфраструктурных вопросов:

— Главное, конечно, дорога и газопровод, который предоставит совершенно иные условия выработки тепла, подключения локальных энергетических систем… Равносильно новые условия для развития получит и район от Рикасихи до Архангельска. Интересным было бы также создание в Рикасихе «Технопарка». В этом случае он не будет входить в епархию закрытого Северодвинска и останется в комфортной для всех зоне доступности.

Между городами забегают железнодорожные автобусы?

Как выразился глава Поморья, чтобы «для жителей Архангельска Северодвинска и Новодвинска стало все равно, где они живут», неплохо бы организовать беспроблемное транспортное сообщение и вменяемую дорожную сеть. Транспорт и дорога — это Сцилла и Харибда между двумя крупнейшими городами региона. Путешествуя из города в город неминуемо сталкиваешься, в первую очередь, именно с этими сказочными чудищами.

С одной стороны, плотная взаимосвязь между тремя городами существует уже давно. Достаточно понаблюдать с утра огромную пробку на развилке из Северодвинска в Архангельск: люди спешат на работу и учебу в областной центр. Вроде бы вот они, первые зачатки агломерации на практике. Но размеры ее отнюдь не внушают — такой совместный мини-вариант даже до одного «миллионника» не дотянет. Весьма скромные параметры по сравнению с уже действующими агломерациями.

Впрочем, дело не в количестве, а в качестве. А качество наших дорог культурно можно описать только словами из детской развлекушки: «по кочкам, по кочкам, в ямку бух!». Фантастично, но уже через три-четыре года нам обещают изменить эту ситуацию в корне.

— Начат ремонт участка дороги между развилками на Северодвинск и Новодвинск. Новая дорога на Архангельск начнет строиться в 2014 году, кроме того есть ряд проектов с РЖД, — поведал губернатор.

Диво-дивное — «железнодорожные автобусы», а проще говоря, сцепки из трех-четырех вагонов, достаточно комфортных для передвижения на небольшие расстояния, намерены протестировать именно на наших кочках. Говорят, что это будет некая экономичная альтернатива электрички.

Интересно, а в результате этих модификаций дорога станет короче? Или, может быть, проезд от Белого моря до центра будет стоить как поездка в городском автобусе? Или время в поезде сравняется со временем в автобусе? Пока-то выбор невелик: либо пару часов в не очень чистом вагоне, либо минут сорок по асфальту, но с риском застрять еще на столько же на мосту.

В градостроительном отношении застройка болота между городами-спутниками тоже видится весьма проблематичной — большинство территорий здесь находится в зоне затопления. А плюсом давайте прикинем, во сколько выльется протягивание единой коммуникационной сети, которая должна будет объединить все три ТЭЦ.

Что в итоге может дать образование агломерации трем городам? Эксперты в голос утверждают: подобная формализация не даст результата, полноценная же агломерация возможна только при осуществлении серьезного проекта с федеральной поддержкой. Как утверждает губернатор, высочайшее «одобрям» уже получено, и идея агломерации получила поддержку в Минрегионразвития.

Кому выгоден передел?

К тому же, в каждом из помазанных друг с другом городов есть своя власть, свое видение великого и светлого будущего. Интересно, а у самих градоначальников есть стремление к объединению и дележке полномочий? Ведь в этом случае неизбежно встанет вопрос: кто главный и кому подчиняться? Есть опасения, что проблемы, которые и до того решались стихийно и неупорядоченно, теперь и вовсе зависнут в воздухе. Например, чьей сферой ответственности являются «бутылочные горлышки» въездов-выездов из Архангельска? Только ли областного центра, если значительную часть нагрузки на эти магистрали создают жители Северодвинска, Новодвинска и пригородных населенных пунктов? Перед всеми ли участниками слияния открываются широкие горизонты экономического развития? Или областной центр будет тянуть одеяло на себя?

Оценив все «против» выходит, что в принципе неплохая идея федерального центра, пройдя через призму местной «управляющей компании», рискует обернуться дополнительным удобрением для разношерстных политических интриг, коими мы и без того богаты. И даже если политобъединение и удастся, то уследить потоки получившегося административно-территориального монстра станет крайне тяжело. Вот и выходит, что горячо поддерживаемая мэрией Архангельска агломерация — это грандиозный проект по аккумулированию средств в ней родимой. А как иначе? Надо понимать, проект века может превратиться в грандиозный распил века.

Между тем, для всего остального цивилизованного мира городские агломерации — явление привычное. Естественно, их экономическая целесообразность подтверждается, только если такое объединение реально работает, а не существует на бумаге и в прожектах чиновников. Только в России агломераций уже больше двух десятков. Реально действуют далеко не все. Какой будет Архангельская, станет ясно уже через год-два.

Опрос

Алена Иванская, журналист:

— Я вообще в шоке. Ничего такого сделано не будет, никакой агломерации, потому что губернатор нам 100 лет обещает асфальт во дворе сделать, и я 100 лет там каблуки ломаю. Не верю и думать даже не хочу.

Ирина Ваенская, предприниматель:

— С какой целью? На что проецирует? Ну, губернатор нового ничего нам не сказал. Мы и так ездим на работу туда-сюда. Все ездят. И от того, что вдруг сделается конгломерат, ничего от этого не изменится. Ерунду какую-то придумал.

Дмитрий Горький, студент:

— В этом ничего плохого не вижу, только кто это будет спонсировать? Бюджет государства? Я сомневаюсь. У нас и так большие убытки, большие долги.

Анна Акимова, музыкант:

— Дорога между Архангельском и Северодвинском — это очень актуально. Я живу в Цигломени. Если бы дорогу там осветили, было бы очень здорово. А то, что объединят, я не знаю, чем это чревато. Но если это чревато хорошими дорогами… Для нас это всегда актуальный вопрос. Вроде, дорога неплохая. Но совсем нет фонарей, и ночью страшно ездить, много аварий, скользко зимой все время. Не было бы пробки на мосту — было бы вообще шикарно. Но это из разряда фантастики, наверное, что-то. Но если соберутся — флаг им в руки.

Цифра в тему:

226 муниципалитетов насчитывается в настоящее время в Архангельской области.


источник: http://arh.mk.ru/article/2013/02/06/808468-operatsiya-aglomeratsiya.html 

автор: Re:POST 

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Сашка-неуч. Что творит главред Федорков с сайтом и газетой ЛДПР?!  >>>