3 графика, которые опровергают миф о том, что в России много людей с высшим образованием

08.07.2012
Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских недавно выдал: около 90% населения России имеют высшее образование. Холманских едва ли можно назвать экспертом в области образования, но высказанная им точка зрения довольно распространена. Считается, что людей с высшим образованием в России слишком много. Ну если не 90%, то уж точно за 50%. Однако статистические данные показывают, что это миф. Вот несколько фактов об образовании в России:
1. Согласно переписи 2010 г., законченное высшее образование имеют 23% жителей России в возрасте старше 15 лет. В 2002 г. таких людей было 16%. Таким образом, высшее образование имеет примерно каждый четвертый взрослый россиянин – это очень далеко до всеобщего охвата.
Население России по уровням образования
Старше 14 лет, перепись 2010 г., %  (смотри фото 1)
2. Процент людей с высшим образованием отличается в разных возрастных группах. Правда, даже среди людей, родившихся в 1981–85 гг., таких всего 37%. Среди родившихся до 1940 г. высшее образование есть у 14%.
Процент людей с законченным высшим образованием в разных возрастных группах
Перепись 2010 г., % (смотри фото 2)
3. Женщины получают высшее образование чаще, чем мужчины. В когорте 1981–85 гг. рождения среди женщин высшее образование есть у 44%, среди мужчин – у 31%. Это не удивительно: мужчины чаще получают начальное и среднее профессиональное образование (ПТУ, училище, техникум) и становятся рабочими. Более половины мужчин в России заняты на рабочих местах, предполагающих физический труд (рабочие, охранники, водители и т.д.).
4. В Москве процент людей с высшим образованием выше, чем в России в целом: 42% против 23% (среди людей старше 14 лет). Среди москвичей 1981–85 гг. рождения высшее образование есть у 57% (37% в России в целом).
5. Представление о том, что среди тех, кому сейчас 16–20 лет, высшее образование получают практически все, также иллюзорно. В совместном исследовании с профессором Высшей школы экономики Алексеем Макаровым мы показали, что лишь около 50% детей, родившихся в 1994 г., закончили 11-й класс средней школы. Остальные после 9-го класса ушли из школы в систему профессионального образования. Часть их них, закончив техникум, поступит в вузы, однако едва ли и в этой возрастной когорте людей с высшим образованием будет больше 50%.
6. Отличается ли Россия по доле людей с высшим образованием от других европейских стран? На следующем графике показан процент людей с высшим образованием в возрастной группе от 25 до 39 лет в разных странах (по данным Европейского социального исследования 2010 г.). Как видим, Россия действительно находится в верхней части распределения, и доля людей с высшим образованием у нас выше, чем в большинстве европейских стран. Однако она не самая высокая: в Норвегии, Бельгии, Дании процент жителей, закончивших университет, заметно выше.
Процент людей с высшим образованием в европейских странах
В группе от 25 до 39 лет, Европейское социальное исследование 2010 г., % (смотри фото 3)
Любому по идее должно быть достаточно беглого взгляда на эти графики, чтобы понять, что представления о всеобщем высшем образовании в России сильно преувеличены, а значит, искусственно сокращать число мест в университетах, не стоит. Во-первых, специалисты с высшим образованием по-прежнему пользуются спросом на рынке труда, и высокой безработицы в этой группе населения нет. Во-вторых, высшее образование приносит, если использовать экономический жаргон, положительные экстерналии. Люди с высшим образованием менее склонны совершать преступления и попадать в тюрьму, меньше пьют, дольше живут и в целом более работоспособны.
Алексей Бессуднов


источник: http://slon.ru/russia/ 

автор:  

перейти к последним добавлениям в разделе

перейти к последним добавлениям на сайте


0
Гость
[SIZE=4]В СССР "крепкий" троечник эквивалентен современному отличнику: образование в России скатилось почти везде в выгребную яму.[/SIZE]
ВНИМАНИЕ! Сообщение оставлено НЕ зарегистрированным пользователем и может быть ложным
0
Новодвинец
Сейчас эпоха экономики знаний. Судя по публикациям и собственному опыту, основной тренд в обучении - научить мыслить НЕ стандартно.
ps
Историческая притча

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?»

Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.

Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.

Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».

Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили открыть их.

— Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

— Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы?

— Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

— Наконец, — заключил он, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».

Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

Студент этот был Нильс Бор (1885 – 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.
0
Гость
:D:D:D +555
ВНИМАНИЕ! Сообщение оставлено НЕ зарегистрированным пользователем и может быть ложным
0
Гость
[FONT=Times New Roman]Новый учитель, придя в класс, обнаружил, что одного мальчика дразнят и обзывают дурачком. На перемене он спросил ребят, почему они его так обзывают.
- Да он и вправду дурачок, господин учитель. Если дать ему большую монету в пять рублей и маленькую в десять, он выберет пять, потому что думает, что она больше. Вот, смотрите...
Парень достает две монеты и предлагает мальчику выбрать. Тот, как всегда, выбирает пять. Учитель с удивлением спрашивает:
- Почему же ты выбрал монету в пять рублей, а не в десять?
- Посмотрите, она же больше, господин учитель!
После уроков учитель подошел к мальчику.
- Неужели ты не понимаешь, что пять рублей больше только по размерам, но на десять рублей можно купить больше?
- Конечно, понимаю, господин учитель.
- Так почему же ты выбираешь пять?
- Потому что, если я выберу десять, они перестанут давать мне деньги![/FONT]
ВНИМАНИЕ! Сообщение оставлено НЕ зарегистрированным пользователем и может быть ложным
0
Новодвинец
Цитата
Гость пишет:
Новый учитель, придя в класс...
:)
0
Гость
Онегдоты?[IMG]
Совсем сайт превратился в унылое ГАМНО. Новодвинск, с приходом шайки пенсионеров в мэрию, уснул.
Проснитесь, горожане! Вас тупо разводят!
ВНИМАНИЕ! Сообщение оставлено НЕ зарегистрированным пользователем и может быть ложным
0
Гостю
Цитата
Гость пишет:
Онегдоты?[IMG]
Совсем сайт превратился в унылое ГАМНО. Новодвинск, с приходом шайки пенсионеров в мэрию, уснул.
Проснитесь, горожане! Вас тупо разводят!
Ну конечно, дорогой наш герой. Ты как всегда прав, о всезнающий и великий Гость :)
ВНИМАНИЕ! Сообщение оставлено НЕ зарегистрированным пользователем и может быть ложным
 ВЕСЬ НОВОДВИНСК НА ОДНОМ САЙТЕ

E-mail подписка на новости







НОВОДВИНЦЫ.РФ
Ведущий общегородской сайт
о жизни в Новодвинске

Новости, блоги, анонсы мероприятий,
комментарии и отзывы жителей Новодвинска.

Самое актуальное:  Где деньги, депутат?   >>>